Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Рудовская средняя общеобразовательная школа
село Рудовка, Жигаловский район, Иркутская область
  • О школе

    Полное наименование образовательной организации

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Рудовская средняя общеобразовательная школа

    Краткое наименование ОО: МКОУ Рудовская СОШ

    Дата создания ОО: 01.01.2012 год.

    Место нахождения ОО: Иркутская область, Жигаловский район, село Рудовка, ул. Куйбышева, 15

    Режим и график работы: школа работает по пятидневной учебной неделе в одну смену

    Начало занятий: 9:00

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Рудовская средняя общеобразовательная школа создано с целью осуществления муниципальных полномочий в области предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, организации предоставления дополнительного образования детей,  а также организации  отдыха детей в каникулярное время.        

    История школы

    Не может учитель без школы прожить, а без учителя – школа.

    Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних – это место получения знаний, для других –  детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу забыть невозможно. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой – своя неповторимая история, своё особое лицо. Какова же судьба нашей школы? Сколько детских голосов помнят стены родной школы? Кто в ней учился и работал?

    Самые ранние письменные сведения о получении образования в Рудовке относятся к концу XIX века. По воспоминаниям Рудых Ивана Васильевича (1877 года рождения, архив школы), он начал учиться в 1886 году у учителя, который обучал на дому чистописанию и арифметике. Это был ссыльный Иван Яковлевич, дети звали его «дядюшкой». Тетрадей для письма не было, писали на бумаге №6 (нелинованной), а чаще всего на грифельной доске. Учителю платили продуктами. Некоторые родители устраивали детей учиться в Тутуру, где в то время уже была школа.

    Начальная четырёхклассная школа, построенная в 1893 году, стала центром жизни села. Учитель и школа почитались наравне со священником и храмом, ни одно большое событие не обходило школу стороной.

    В Рудовской школе учились дети из Рудовки и Игжиновки. По воспоминаниям Барахтенко (Рудых) Евдокии Васильевны (1918 года рождения), она пошла в школу 1926 году. Заведовал школой Лобанов …  …, учила детей … Клавдия Григорьевна. Как раз в то время делали пристрой, потому что была всего одна классная комната. Евдокия Васильевна со многими ребятишками ходила в школу из Игжиновки. В первом классе писали на грифельных досках, со 2 класса – в тетрадках. Изучали русский, арифметику, чтение. Главный урок – таблица умножения. Было только две оценки: «хорошо» и «плохо». Первую оценку ставили красным цветом, вторую – синим или чёрным.

    В годы Советской власти школа стала центром идеологического воспитания. Днём здесь учились дети, а вечером – взрослые, работал ликбез (пункт ликвидации безграмотности). В 1929 году занятия в ликбезе вёл Багликов Василий Сергеевич, он же был заведующим школой. В 30-е годы учителями Рудовской школы были: Тарасов Н.А., Гусаров… …, Пермякова… …, Вощина Татьяна…, Тарасова Клавдия…, Рудых Татьяна Николаевна, Лебедева Л., Нечаева А., Развожаева Антонида. В эти годы учительница называлась «учащая». В 1933 году занятия в Игжиновском ликбезе вела Аксаментова И.И.

    Фото 1. Учащиеся Рудовской начальной школы. 1933 год

    К середине 20-х годов в школе был создан пионерский отряд. Один из первых организаторов пионерского движения – Рудых Иннокентий Дмитриевич. Пионеры носили пионерские галстуки, они должны были хорошо учиться, помогать колхозу, бороться с религией.

    Учились в сельской школе по особым, специально изданным учебникам: «Пособие для трудовой школы» И.И. Грацианского и И.Н. Кавуна, «Сборник арифметических задач» (Рабочая книга для второго года обучения в сельской школе) 1929 года. Задачи здесь расположены по разделам: школа, сбор урожая, обмолот и помол, колодцы и проруби, домашний скот, работа в избе, огород,  работа в поле и т.д. Школа называлась ШСМ (школа сельской молодёжи).

    Фото 2. Учащиеся 3-го класса Рудовской начальной школы. 1935 год

    После окончания начальной школы выпускники получали официальный документ «Свидетельство Народного комиссариата Просвещения» с записью результатов поведения и обучения. В 1938 году изучали следующие предметы: русский, арифметику, естествознание, географию, историю, рисование, трудовое обучение.

    Выпускники тех лет с теплотой и любовью вспоминают своих учителей: Садович Любовь Осиповну, Тарасова Николая Анатольевича, Берденникова Михаила Викторовича, Горбаненко К.М., Бабинкова … за доброту и требовательность, любовь и строгость.

    Занятия в школе начинались с 1 октября, так как детей оставляли в колхозе на уборке урожая. По воспоминаниям Толстоуховой (Рудых) Фаины Ивановны (1927 года рождения), её учила Аксаментова Фаина Прокопьевна, ещё в это время работали Рудых Надежда Осиповна и Розова Нина Ивановна (сестра Фаины Ивановны). «Учебников не хватало на всех, тетрадей тоже было мало, писали даже на газетах. В октябрята и пионеры принимали только лучших учеников. Часто готовили концерты и выступали перед взрослыми в Нардоме, особенно популярны были физкультурные номера».

    Не все могли посещать школу в годы Великой Отечественной войны: нечего было надеть, нечего поесть. В школе было очень холодно. Дрова готовили сами ученики и их родители, главным образом мамы. Все трудности лихолетья делили со своими подопечными учителя: Рудых Зинаида Ивановна, Рудых Надежда Осиповна.

    В конце 40-х – начале 50-х годов XX века стала вводиться школьная и пионерская форма.


    Фото 3 Учащиеся 5-го класса Рудовской семилетней школы. 1950 год

    Важные события в истории села и школы  произошли в  1950 году: школа получила статус семилетней, открылся 5 класс. Уроки стали проводиться в две смены. Под руководством Семернина Владимира Кузьмича (сын ссыльного из Кузнецовки, участник Великой Отечественной войны) в 1951-1952 годах велось активное строительство пристроя, позже - мастерских и ещё одного здания с двумя классными комнатами. Теперь и окрестные деревни: Игжиновка Пономарёва, Новопашина - отправляли детей учиться в семилетнюю школу в Рудовку. Коллектив учителей состоял из пяти человек:

    1. Семернин Владимир Кузьмич – история, география, физкультура. Директор.
    2. Рудых Галина Афанасьевна – русский язык, рисование.
    3. Пичугина Валентина Андреевна – математика, ботаника, физкультура.
    4. Рудых Зинаида Ивановна – начальные классы.
    5. Глызина Ирина Григорьевна – начальные классы.

    В 50-е годы в школе активизировалась пионерская работа. Дружине присвоено имя Зои Космодемьянской. Пионеры вели переписку с матерью Зои и Шуры Космодемьянских.

    В 1951 году открыт школьный интернат для детей из дальних деревень. В первый год  в нём проживали 13 школьников. Кроме двух спален и прихожих, никаких других комнат не было.

    Фото 4 Первый выпуск Рудовской семилетней школы. 1952 год. Первый слева-директор школы Семернин Владимир Кузьмич.

    В 1962 году школа преобразована в восьмилетнюю. В 1966 году директором стала Рудых Антонина Ивановна, в 1978 – Козлова Анна Яковлевна.

                Фото 5 Козлова Анна Яковлевна. 1979 год

            На плечи директора ложилась ответственность и за учебно-воспитательный процесс, и за хозяйственные дела. Ни завучей, ни завхозов у них не было. Кроме текущих школьных дел, они ещё участвовали в строительстве квартир для учителей.

    Фото 6 Учащиеся 2 и 4 классов Рудовской восьмилетней школы. 1960 год. Учительница

    Рудых Зинаида Ивановна

     В эти годы пионерская дружина школы завоевала право носить имя В.В. Куйбышева. Проводились игры, пионерские сборы, экскурсии, походы, пионерские костры. Пионеры вели активную тимуровскую работу, озеленяли школу и село, под руководством Рудых Раисы Матвеевны вели опытническую работу на пришкольном участке, ставили концерты.

    В 1980 году в школе активизировалась краеведческая работа. Пионеры завязали переписку с музеями и родственниками В.В. Куйбышева. Под руководством Бобковой Галины Васильевны школьники собирали в своём селе и окрестных деревнях предметы старинной утвари, интересовались историей села, участием рудовцев в Великой Отечественной войне, историей политической ссылки, историей древнего человека. Краеведы совершали туристические походы, экспедиции вниз по Лене до села Коношаново. Результатом поисково-исследовательской работы стало открытие краеведческого музея 23 декабря 1982 года. На открытие приехал племянник В.В. Куйбышева Куйбышев Владимир Анатольевич. Краеведение стало одним из главных направлений в воспитательной работе школы.

    Фото 7 Куйбышев Владимир Анатольевич рассказывает о своем дяде Куйбышеве Валериане Владимировиче. Ильченко Степа и Жучев Игорь с портретом Куйбышева В.В. 22 декабря 1982 года

    Помимо краеведческой работы Галина Васильевна вела и методическую деятельность в школе. «Учитель учителей» - именно так можно её назвать. За советом к ней шли и опытные, и молодые учителя. В каждом  она отмечала сильные стороны, начинающих педагогов кропотливо и тактично учила тонкостям методического мастерства.

    Гордилась школа и своими спортивными успехами: воспитанники учительницы физкультуры Нуримановой Галины Николаевны достойно защищали честь школы на районных и областных соревнованиях.

    Описание: C:\Users\user\Pictures\2021-02-01\001.jpg

    Фото 8 Педагогический коллектив. 1987 год.

    1 сентября 1988 года стало одним из самых знаменательных дней в истории села. В этот день открыла свои двери новая средняя школа, построенная по инициативе председателя колхоза Исакова Николая Фёдоровича. В первые годы работы средней школы в ней обучались подростки из Коношаново, Усть-Илги, Чикана, Тутуры, Петрово.

    Описание: C:\Users\Пользователь\Documents\ШКОЛА 22-23\ДЛЯ КУСТОВОЙ Н.А\Фото в статью\Фото 9 Выпускники и перволассники Рудовской СОШ на закладке школьного сада. 1988 год.jpg

    Фото 9 Выпускники и первоклассники Рудовской средней школы на закладке школьного сада. 1988 год.

    Это был период расцвета самоуправления, большой ответственности комсомольцев-старшеклассников  за учёбу, работу с пионерами, помощь колхозу и нуждающимся людям. В это время организована работа дискуссионного политического клуба. На заседаниях пытались найти ответы на самые острые, злободневные вопросы эпохи перестройки. Работа политклуба продолжалась в работе агитбригады «ТОН» (труд, организованность, натиск), которая готовила выступления как на школьные темы, так и на темы  колхозной жизни.

    Все учителя школы были членами Всесоюзного общества «Знание» и выступали перед колхозниками с лекциями и беседами на педагогические и политические темы. Ежемесячно проводились обязательные для всех политзанятия. Помимо своей основной работы, педагоги привлекались на работу в колхоз, особенно часто в осеннее время.

    В трудные 90-е годы школа выстояла. Сохранился педагогический коллектив.  Можно отметить позитивную сторону этого времени -  уменьшение давления на учителя со стороны системы образования. Продолжали работать методические объединения учителей. Они внедряли новые методы и приёмы. Знания учеников были на достаточно высоком уровне.

    Фото 10 Краеведы Рудовской средней школы в экспедиции на Тальминских писаницах Качугского района. 1991 год.

    В эти годы прекратили свою деятельность детские организации. Перед педагогическим коллективом встал вопрос, как развивать самоуправление в новых условиях.

    С 1997 по 2001 года школа имела статус «Школа-сад», с этого времени и до середины 2010 года её возглавляла Рудых Любовь Валерьевна.

    Фото 12 Рудых Любовь Валерьевна

     Успешная деятельность во многом зависит от того, кто ею управляет. В своей школе она видела не учебное заведение, а дом для детей и взрослых, поэтому старалась сделать его красивее, теплее т уютнее. В этот период была чётко отлажена деятельность всех структур учреждения. Особое внимание уделялось воспитательной работе, которой руководила Копышева Любовь Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе. Она старалась воспитать у учащихся стремление к самостоятельности, сформировать у них активную жизненную позицию. В целях развития самоуправления создан Совет командиров, организованы выборы губернатора школы.

    С 2010 по 2016 гг. школу возглавляла Богатова Юлия Леонидовна. Работая директором школы, она проявила  лучшие качества администратора, что позволило педагогическому коллективу вырасти в сплочённую команду. Она не боялась внедрять новое в учебно-воспитательный процесс, но при этом Юлия Леонидовна старалась, чтобы лучшие традиции школы были сохранены. В этот период изменился статус школы, теперь она стала называться «Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Рудовская средняя общеобразовательная школа».

    Фото 13 Богатова Юлия Леонидовна

       С 2016 до 2021 в школе сменилось 5 директоров:

    2-е полугодие 2016-2017 учебного года – Мальцева Татьяна Ивановна;

    2017-2018 учебный год – Огнёва Ксения Васильевна;

    2018-2019 учебный год – Старикова Надежда Геннадьевна;

    2019 – 2020 учебный год (до 22 декабря) – Червова Оксана Андреевна;

    2020 (с 22 декабря) – 2021 учебный год (до 1 октября) – Шевцова Светлана Михайловна;

    2021 (1 октября)  - по настоящее время – Кислицына (Червова) Оксана Андреевна.

    В 20-е годы XXI века в школе произошли масштабные перемены. Появились два кабинета центра образования цифровых и гуманитарных профилей «Точка роста», оснащенные современным учебным оборудованием, которые начали свою работу с октября 2019 года. В «Точке роста» ребята активно занимаются робототехникой, шахматами и шашками, проводятся занятия по безопасности жизнедеятельности, информационным технологиям.

    В 2022-2023 годах открывается школьный театр, что способствует развитию нового направления в деятельности школьного музея - театральные постановки по истории родного края. За этот учебный год представления по краеведческой тематике, разработанные под руководством Таюрской Виктории Петровны, руководителя школьного музея, просмотрели более 250 гостей, из них 90 дошкольников.

    Также в этом учебном году открылся  школьный спортивный клуб «Лидер» для организации физкультурно-спортивной работы во внеурочное время под руководством Ворониной М.В.

    Школа гордится учителями, вся трудовая жизнь которых прошла в единственной Рудовской школе: это Рудых Антонина Ивановна, Рудых Раиса Матвеевна, Рудых Евдокия Михайловна. Многие годы всех учащихся начальной школы с 1 по 4 класс обучала одна учительница Ильинова Фаина Васильевна, при этом её выпускники приходили в 5 класс, имея прочную базу знаний.

    Кропотливую работу с каждым учеником вели Рудых Антонина Ивановна, Козлова Анна Яковлевна, Власова Галина Николаевна, обучая их русскому языку. Они знали проблемы каждого школьника, не считаясь со временем, работали над повышением грамотности. Умело строила свою работу Рудых Евдокия Михайловна, преподаватель математики. На её уроках всё было продумано до мелочей. У такого учителя трудно не понять даже самую сложную тему. А если такое случалось, то Евдокия Михайловна всегда находила время для дополнительных занятий.

    Многие годы отдавала свои силы Рудовской школе Толстых Галина Александровна, ответственный и добросовестный учитель. Биология – очень сложный предмет. И привить интерес к уроку помогало живое слово учителя. Она всегда говорила с ребятами просто, а не на заумном книжном языке, поэтому обучение было увлекательным и продуктивным.

    «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». Именно таким учителем является Огнёва Раиза Николаевна. Она педагог от Бога, отдающий ученикам свои знания, вкладывающий в них всю душу. Любовь к каждому ребёнку, доброта, бескорыстность помогают ей в самых трудных ситуациях.

    Описание: C:\Users\Пользователь\Documents\ШКОЛА 22-23\ДЛЯ КУСТОВОЙ Н.А\Фото в статью\Фото 11 Огнева Раиза Николаевна с учениками. 1984 год.jpg

    Фото 11 Огнёва Раиза Николаевна с учениками 1 класса. 1983 год.

    На своих уроках физики и информатики учил «находить необычное в обычном и наоборот» Бобков Николай Александрович. Любую тему, кажущуюся на первый взгляд сухой и трудной, он преподносил детям как необходимую и интересную. Именно поэтому многие его выпускники связали свою профессию с физикой.

    Педагогическая биография учителя русского языка и литературы Каратаевой Марины Николаевны – это непрерывное совершенствование, постоянная учёба, постижение педагогического мастерства. Она просто виртуозно владела словом, ярко вела уроки, так что ученики всегда с нетерпением ждали их, учились рассуждать и высказывать своё мнение – и это учитель всегда ценил.

    Делу образования и воспитания детей посвятили всю свою жизнь Рудых Елена Николаевна, Головина Надежда Геннадьевна, Железникова Александра Владимировна, Рудых Лариса Михайловна, Мартин Нина Николаевна, Шабалина Галина Степановна, Воробьева Екатерина Михайловна, Бабокина Лариса Владимировна. Опытные, мудрые, до глубины души преданные своему делу.

    Трое учителей удостоены государственных наград: Семернин Владимир Кузьмич награждён медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги»; Рудых Зинаида Ивановна – орденом «Знак Почёта»; Власова Галина Николаевна – медалью «За трудовую доблесть». Наградами Министерства образования РФ отмечены  учителя: Рудых Антонина Ивановна (Почётная грамота Министерства просвещения РФ), Ильинова Фаина Васильевна (нагрудный знак «Отличник народного просвещения), Козлова Анна Яковлевна (нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ»), Рудых Любовь Валерьевна (Почётный работник общего образования РФ «За заслуги в области образования»), Богатова Юлия Леонидовна («Почётная грамота Министерства науки и образования РФ», нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ «За заслуги в области образования»»), Нуриманова Галина Николаевна (Почётная грамота Министерства образования и науки), Толстых Галина Александровна (Почётный работник общего образования РФ «За заслуги в области образования»), Рудых Евдокия Михайловна (нагрудный знак «Почётный работник общего образования РФ»), Бобкова Галина Васильевна (нагрудный знак «Отличник народного просвещения), Огнёва Раиза Николаевна (Почётный работник общего образования РФ «За заслуги в области образования»). Бобкова Галина Васильевна  удостоена звания «Почётный житель Жигаловского района».

    Жизнь учителя не менее динамична, чем жизнь общества. Профессия педагога требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки, и радует то, что, несмотря на сложности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни труд учителя

    ( фото14. Коллектив педагогов 2023г)

    В школе работали и работают её выпускники: учителя Рудых Зинаида Ивановна, Ильинова Фаина Васильевна, Козлова Анна Яковлевна, Нуриманова Галина Николаевна, Мартин Нина Николаевна, Андреева Светлана Анатольевна, Рудых Лариса Михайловна, Таюрская Виктория Петровна, Новопашина Татьяна Михайловна, Ильченко Галина Степановна, Мисякова Лилия Алексеевна, Пономарёва Ксения Михайловна, Тарасов Андрей Владимирович, Кислицына Оксана Андреевна, Тумакова Татьяна Евгеньевна, Томшина Екатерина Владимировна, Шевцова Светлана Михайловна, Воробьёва Дарья Максимовна, Чупановская Татьяна Александровна, Томшина Алина Яковлевна, Николаева Наталья Юрьевна, Бабокин Евгений Олегович.

    Педагоги-выпускники, работающие в школах района: Лебедева Татьяна Алексеевна, Чертовских Людмила Викторовна, Шаманова Любовь Юрьевна, Коношанова Вера Викторовна, Подкорытова Ольга Геннадьевна.

    Педагоги-выпускники, работающие в школах области: Лемзяков Геннадий Петрович, Шаманова Вера Юрьевна, Нуриманова Ольга Геннадьевна, Бобкова Ольга Николаевна, Сидорова Анна Сергеевна, Шерстянникова Ирина Михайловна.

    Главная ценность школы – её выпускники. Они живут и работают в городах, сёлах и посёлках нашей страны. Пролетают годы, вырастают и идут в школу их дети. Но где бы ни были наши выпускники, сколько бы лет им ни было, вспоминают они свою школу, любимого учителя, классного руководителя, своих одноклассников, свою классную комнату. Именно школа выдала им путёвку в жизнь, именно учитель вложил в каждого ученика частичку своей души.

    (Историческая справка школы дана по материалам книги «Путь длиною в 350 лет» Бобковой Галины Васильевны)

    Образование и формы обучения

    Образование

    1. Уровень образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее.
    2. Форма обучения: очная.
      Школа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, на очной основе.
      Продолжительность уроков составляет 35-40 минут.
      Во второй половине дня для учащихся с ограниченными возможностями здоровья организована группа продленного дня.

    3. Нормативный срок обучения:

    1 уровень — дошкольное образование с 2-х до 7-ми лет
    2 уровень — начальное общее образование 4 года;
    3 уровень — основное общее образование 5 лет;
    4 уровень — среднее общее образование 2 года.

    4. Срок  действия государственной аккредитации до 29  апреля  2028  года.

    5. Обучение осуществляется на русском языке.

    6. Содержание образования в учреждении определяют основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, адаптированные основные общеобразовательные программы.

    Образование

    1. Уровень образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее.
    2. Форма обучения: очная.
      Школа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, на очной основе.
      Продолжительность уроков составляет 35-40 минут.
      Во второй половине дня для учащихся с ограниченными возможностями здоровья организована группа продленного дня.

    3. Нормативный срок обучения:

    1 уровень — дошкольное образование с 2-х до 7-ми лет
    2 уровень — начальное общее образование 4 года;
    3 уровень — основное общее образование 5 лет;
    4 уровень — среднее общее образование 2 года.

    4. Срок  действия государственной аккредитации до 29  апреля  2028  года.

    5. Обучение осуществляется на русском языке.

    6. Содержание образования в учреждении определяют основные общеобразовательные программы – образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, адаптированные основные общеобразовательные программы.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie